Ряд исторических домов Москвы приобрел статус памятников архитектуры
Мэр столицы Сергей Собянин сообщил, что единый реестр объектов культурного наследия Москвы увеличился на 50 памятников архитектуры
Единый реестр объектов культурного наследия Москвы увеличился сразу на 50 памятников архитектуры. Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин. Среди них такие известные здания, как Кокоревское подворье на Софийской набережной и театр «Эрмитаж». Государство взяло на себя обязательства охраны этих и других состоящих в реестре памятников культуры. Ведется масштабная городская программа реставрации культурного наследия, за последние 14 лет Единый реестр пополнился более чем на 700 позиций.
Кокоревское подворье — украшение Софийской набережной. Фото: пресс-служба Правительства Москвы
тестовый баннер под заглавное изображение
Сохранение материального культурного наследия — важнейшая часть поддержания исторической памяти города, подчеркнул Сергей Собянин. «В Единый реестр культурного наследия Москвы внесены 50 объектов. Среди них здания, с которыми связаны судьбы известных людей и знаковые события», — отмечает московский градоначальник.
Теперь в реестре объектов культурного наследия Москвы — 3833 позиции. Для города статус объекта культурного наследия (ОКН) означает необходимость контроля за действиями или бездействием владельца здания. Для балансодержателей этот статус связан с ощутимыми обременениями: например, под запретом не только снос, но и ремонт или реконструкция без согласованного реставрационного проекта. В то же время он повышает престиж, капитализацию здания, подчеркивает его индивидуальность. Что именно в том или ином объекте является неприкосновенным — определяет так называемый предмет охраны памятника, утвержденный при его включении в реестр.
От театра до особняка
Статус объекта культурного наследия получило здание театра «Эрмитаж» (Каретный Ряд, дом 3, строение 1). Здание построено в 1894 году, здесь в постановках частной оперы Саввы Мамонтова пел молодой Федор Шаляпин, а Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко открыли тогда еще не имевший собственного здания проект Художественного театра.
В этих же стенах, уже в 1920-х годах, поставлен первый спектакль Сергея Эйзенштейна «Мексиканец», затем действовал Театр имени Моссовета, позже переехавший в другой городской сад — «Аквариум» на Триумфальной площади. В предмет охраны здания вошло оформление его фасадов — в версии 1950-х годов, когда театр реконструировали Михаил Посохин и Ашот Мндоянц.
Памятником официально стал и доходный дом А.В.Красногоровой — Блиновых (Старосадский переулок, дом 10, строение 1) на углу улицы Забелина и Старосадского переулка. Это обычный дореволюционный доходный дом, знаменитый прежде всего тем, что здесь на рубеже 1920–1930-х годов жил поэт Осип Мандельштам. Дом и сейчас остается жилым, охране подлежат сохранившиеся фасады и интерьеры первого подъезда, а также ограда с калиткой и сторожка.
Комплекс зданий Кокоревского подворья на Софийской набережной также внесли в реестр. Новаторский для своего времени проект, подворье по праву можно считать одним из первых в России образцов многофункционального делового центра с жильем и офисными площадями. Надстроенное в советские годы еще несколькими этажами подворье было отреставрировано в 2015–2017 годах, в том числе восстановлена знаменитая чугунная галерея с балконом. Она вошла в предмет охраны наряду с фасадами первых четырех этажей.
Объектом культурного наследия признан и доходный дом княгини А.П.Голицыной на Большой Никитской. Построенное в 1839 году по проекту Михаила Быковского здание сохранило первоначальную конфигурацию и фасады. Это мемориальный адрес П.И.Чайковского — композитор писал здесь оперу «Евгений Онегин», а также модельера Надежды Ламановой, учившейся в 1880-е годы в этих стенах и позже открывшей здесь небольшую мастерскую. В предмет охраны здесь вошли фасады, своды подвалов и чугунная лестница.
Под государственной охраной отныне находится и собственный дом архитектора Сергея Гончарова. Здание 1885 года постройки, расположенное на углу Трехпрудного и Палашевского переулков, сочетает в себе элементы эклектики и раннего модерна. Фасады и стали предметом охраны. В этом доме жили и работали впоследствии дочь архитектора Наталья Гончарова и ее муж Михаил Ларионов, здесь находился один из ключевых художественных адресов тогдашней Москвы.
Предмет охраны театра «Эрмитаж» — его фасад. Фото: пресс-служба Правительства Москвы
Охране наследия — четкую систему
Более 700 зданий и сооружений из реестра получили свой статус в 2011–2025 годах. Среди объектов, которые вошли в список в последний год, есть много ярких примеров. В том числе императорский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки (Ленинградский проспект, дом 31, строение 9). Это единственное сохранившееся сооружение Выставки 1882 года, проходившей на Ходынском поле, построено по проекту Александра Каминского и представляет собой образец русского стиля в эклектике.
Памятником стал недавно и Рижский вокзал, построенный в 1899–1901 годах — также в образцовом стиле русской эклектики, его фасады навеяны мотивами зодчества XVII века. Вокзал напоминает три грандиозных каменных терема, изобилующих каменными деталями в духе «узорочья» XVII столетия.
Для зданий, включенных в реестр объектов культурного наследия, статус памятника дает не только государственную защиту, но и «путевку в реставрацию»: восстановить облик памятника, привести его в порядок это обязанность балансодержателя. Реставрация памятников приобрела в последние годы в Москве рекордные масштабы. Сейчас в столице одновременно идут работы почти на 500 объектах культурного наследия, в этом году планируется завершить реставрацию еще почти на 150 адресах.
Среди недавно отреставрированных памятников — Донской монастырь, Тихвинский храм в Алексеевском, главный дом усадьбы Охотниковых (гимназия Поливановых) на Пречистенке, а также дом Шаляпина на Новинском бульваре, Дом с антресолями на Старой Басманной, главный дом усадьбы Прохоровых на Трехгорке. Работы продолжаются и на других значимых объектах. В ближайших планах — Рогожская амбулатория (Большой Рогожский пер., 17, стр. 1), главный дом усадьбы Якова Рекка на Большой Никитской и многие другие исторические объекты.
Работа Департамента культурного наследия города по выявлению и постановке на госохрану памятников продолжается. В последние годы в Москве большая часть документооборота по вопросам охраны памятников переведена в электронный формат. В режиме онлайн можно оформить заявку на оформление паспорта ОКН, получить заключение государственной историко-культурной экспертизы. При помощи портала mos.ru можно запросить заключение Мосгорнаследия о допустимости проведения земляных, строительных и хозяйственных работ по результатам экспертизы и произвести некоторые другие операции.
Охрана культурного наследия в столице поставлена на системную основу — это критически важно для того, чтобы сохранялись и реставрировались не единичные памятники, но городская историческая среда в целом. Комплексный подход дает возможность защитить визуальную целостность и историческую составляющую важных для восприятия Москвы районов города. А значит, столица, неизбежно меняясь в духе времени, сохраняет свой уникальный облик, в котором переплетаются историческая подлинность и современность.
Источник: www.mk.ru
Отправить комментарий